Шолохов родинка герои рассказа

Содержание

Папиллома

"Родинка", Шолохов: анализ произведения

Годы Первой мировой, революции и особенно гражданской войны стали испытанием для всех жителей России. Очень остро ощутило на себе последствия политических событий казачество. Вольнолюбивый по натуре народ не мог примириться с тем, что устоявшаяся веками, налаженная жизнь рушится. Но самым страшным было даже не это. Произошедший между людьми раскол развел по разную сторону баррикад бывших соседей, товарищей и членов одной семьи.

Много внимания уделил изображению ужасов гражданской войны и анализу ее влияния на судьбы людей писатель М. Шолохов. Произведение «Родинка», написанное в 1924 году и положившее начало циклу «Донские рассказы», стало первым в его творчестве, где была показана правда о том страшном времени. А за роман-эпопею «Тихий Дон», в котором писатель обобщил весь материл по теме, писателю была присуждена Нобелевская премия.

Особенности изображения казачества Шолоховым

«Донские рассказы» стали важным событием в литературе двадцатых годов. Они не были похожи на то, что создавалось в период становления советской власти пролетарскими писателями. Потомственный казак и отличный знаток быта на Дону, М. Шолохов сумел воссоздать в небольших по объему произведениях неповторимый колорит и самобытность уклада жизни местного населения. Особое внимание он уделял нравственным убеждениям и идеалам, изначально основанным на доброте и гуманизме, но перечеркнутым братоубийственной войной.

Отношение к рассказам было неоднозначным. Многих смущали натурализм и нетрадиционность изображения гражданской войны, но именно это позволило писателю передать истинные масштабы трагедии. Именно этими принципами руководствовался при написании рассказа «Родинка» Шолохов.

Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой

Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.

Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».

Доблестный атаман

На сопоставлении двух сильных характеров строит рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ внутреннего состояния немолодого казака, 7 лет не видевшего отчего дома, – следующая часть произведения. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя.

Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам. И вот уже несется молодой смелый казак на атамана. Его охваченное злобой еще безусое лицо и стремление достичь цели – даже пуля его не остановила – вызвали ожесточение у атамана. К тому же бинокль на груди ясно говорил о звании воина. Подлетел к нему атаман, и от взмаха шашки обмякло молодое тело. Опыт одержал верх над юношеской удалью. Затем с чулком сдернул старый казак хромовый сапог с ноги, а под ним (невероятно правдиво и эмоционально сильно изображает этот эпизод Шолохов) — родинка. Анализ рассказа особой остроты достигает именно в этой сцене, ставшей кульминационной во всем повествовании.

Главные герои как антиподы войны

В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка. Кровинушка моя. ». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов.

Анализ описания и поведения героев показывает, насколько противна была война их натуре, особенно Николке. С пятнадцати лет ему пришлось воевать, и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной. Его мечте получить образование так и не суждено было сбыться. Единственным светлым моментом остались для Николки воспоминания о спокойной мирной жизни, когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших. Эти ностальгические картины дают понять, насколько противна ему была сама по себе мысль о необходимости снова идти в бой. Так в самом начале рассказа «Родинка» Шолохов (краткое содержание мыслей героя выглядит красноречивее всего) дает понять читателю, что война – это что-то противоестественное, чуждое натуре человека. Мечтает вернуться к мирной жизни и как прежде пахать землю и старый атаман, все пытавшийся заглушить не отпускавшую его тоску хмелем.

Художественные детали в произведении

Необычной разговорной речью и выразительностью привлекает произведение «Родинка».Шолохов – проблематика рассказа связана с этим напрямую – усиливает ощущение трагизма благодаря обращению к ярким фольклорным образам. Так дважды при описании атамана упоминается волк. Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с «набедившимся» вожаком стаи, стремительно идущим вперед. Разговорное слово помогает лучше понять эмоциональное состояние героя. Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит назад. По традиции волк символизировал у народа голодного, обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего скорее жалость, чем страх. Именно таким кажется в рассказе старый атаман.

Еще одного хищника вводит в рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ последней сцены со стервятником, который вечером того же дня, когда произошло убийство, слетает с головы атамана и растворяется в небе, наводит на мысль об уставшей, истерзанной душе казака, покидающей тело и возносящейся ввысь.

Эти детали помогают автору в емкой форме обозначить, насколько велики были страдания человека, вырванного из мирного течения жизни и вынужденного вот уже более 7 лет заниматься тем, к чему не лежала душа.

Жизненный опыт автора

Убедительность и натурализм Шолохова при описании событий гражданской войны объясняются тем, что в 1918-19 годах он оказался в центре противостояния белых и красных в районе Еланской столицы. Писатель стал свидетелем неоправданной жестокости и насилия как одной, так и другой стороны, а однажды он даже попал в плен к Нестору Махно, но после допроса был отпущен. С 1920 года Шолохов сам «служил и мыкался по Донской земле». По его признанию, они с бандами поочередно гонялись друг за другом.

Выводы, к которым подводит читателя Шолохов

«Родинка» — полное содержание рассказа не может никого оставить равнодушным – заставляет по-настоящему задуматься о том, что в сложных условиях разрухи и непримиримой вражды люди ожесточаются, забывают о гуманизме и сочувствии. Автор не называет в этом, да и в других рассказах, правых и виноватых, так как в подобной ситуации их просто не может быть. Гражданская война стала общечеловеческой трагедией, о которой никогда не следует забывать – на это хочет обратить внимание читателя Шолохов. Родинка (анализ рассказа подводит к такому выводу) становится символом нерушимой кровной связи: у Николки она такая же, как у отца. Следовательно, в противостоянии героев (отец воспитал достойного сына) нет победителей, это изначально противоречит человеческой сущности.

Значение «Донских рассказов» Шолохова

Гражданская война стала настоящей катастрофой, в результате которой были начисто уничтожены моральные нормы и разрушены существовавшие между людьми связи. Это подчеркивает рассказом «Родинка» Шолохов. Анализ поступков и чувств героев является подтверждением этой мысли. Первое произведение задает тон всему циклу, и перед глазами читателя одна за другой оживают страшные картины, повествующие о неизмеримом человеческом горе. И хочется обратиться ко всем живущим на земле: «Люди, одумайтесь! Если брат убивает брата, а отец — сына, если все вокруг потонуло в море крови, ради чего жить дальше?»

Шолохов "Родинка" (краткое содержание). Рассказ о трагической любви родителя и ребенка

Много написано рассказов о родительской любви. Такие произведения неизменно берут за душу читателя. Поэтому, наверное, и взялся не в первый раз за эту тему Шолохов. «Родинка» (краткое содержание это покажет) – рассказ о трагической любви отца и сына.

Глава 1. Николай Кошевой

Гражданская война. Молодой человек, солдат, заполняет какие-то документы в военном помещении. Ничто, кроме глаз, в нем не выдает бывалого служаку. Николаю Кошевому всего-то 18 годков. Он даже немного стесняется своего возраста. Правда, подвигов ратных у него уже немало. Этот мальчик уже командир эскадрона.

Шолохов так описывает главного героя и одновременно небольшими штрихами набрасывает контур его судьбы. Коля – сирота. Отец пропал в Первую мировую войну, мать тоже покинула мир сей. От родителей у него остались только смутные воспоминания и родинка на щиколотке, точнее, родимое пятно. В народе говорили, по крайней мере, во времена Коли, что родимое пятно – это отметина счастливцев. Так ли это или нет, расскажет Шолохов. «Родинка» (краткое содержание в том числе) не настраивает читателя на благодушный лад. Произведение это достаточно тяжелое и грустное с самого начала.

Читайте также  Чем опасна папиллома для женщин

Главы 2 и 3. Мертвый конь и атаман

Вторая и третья главы настолько небольшие, что в нашем обзоре их можно соединить в одну. Во второй главе к Кошевому пришел гонец. Путь к командиру последнему стоил коня. Бедный зверь долго-долго скакал без всякого отдыха, потому и свалился замертво во дворе у командира Кошевого. Натурально описывает кончину коня Шолохов. «Родинка» (краткое содержание, надеемся, дает это прочувствовать) пропитана тревогой и ощущением близкого несчастья.

Гонец привез вести о банде, которая была замечена в определенной местности, и начальник того края слезно просил молодого командира помочь. Юноша не привык отказывать, да и как можно, ведь идет война.

В третьей главе нам представляется будущий главный соперник Кошевого – Атаман. У него нет имени. Известно только то, что он был в Первую мировую в плену, потом Врангель, Турция, и вот стал предводителем шайки. Добрался до завязки рассказа Шолохов. «Родинка» (краткое содержание будет чуть интереснее читать далее), начиная с этого момента, станет подинамичнее.

Глава 4. Дед-мельник и шайка

Дед Лукич входит в повествование. Для того чтобы создать атмосферу, Шолохов живописует деревенский быт. Потом появляются недобрые молодцы вместе с атаманом. Спрашивают сначала про «красных», потом про зерно. У деда нет ни зерна, ни «красных», по его словам. Приспешники атамана начинают обыскивать мельницу и находят полные закрома. Дед умоляет не забирать зерно, таким тяжким трудом собранное. Командир банды не слушает его и кормит замечательным дедовским урожаем своих коней. Настоящих злодеев создал писатель в своем произведении «Родинка». Шолохов проникновенно описывает страдания бедного мельника.

Примечательно то, что Атаману мало грабежа, он еще хочет услышать от мельника, как тот не любит «красных». Дед послушно повторяет, что он ненавидит членов официальной армии новой власти.

Глава 5 и 6. «Предательство» деда и битва

Позднее дед, пока бандиты пили водку у него во дворе, тихонько прокрался к юному командиру Кошевому и все ему рассказал. Как пришли супостаты, отобрали зерно и настаивали на его отказе от признания советской власти и ее сторонников. Не по годам мудр рулевой эскадрона. Он не стал тратить силы на слова. Замечателен главный герой сочинения «Родинка». Шолохов явно сочувствует ему.

Кошевой внимательно выслушал и сказал только одно: «Седлай!».

Конечно, Шолохову далеко до голливудских фильмов, но он тоже достаточно динамично описал сцену борьбы красноармейцев с отщепенцами. Центральная схватка – это противостояние атамана и Кошевого. Нам очень хотелось бы сказать, что мальчик победил опытного солдата, но это не так. Молодость не всегда побеждает зрелость, особенно на войне. К сожалению, юноша пал в борьбе. В своем произведении «Родинка» Шолохов описывает это прекрасно, а мы, в свою очередь, постараемся передать только общий смысл сего печального события.

Атаман выбрал удачный момент, подкараулил юношу, вышел из укрытия и рубанул один раз саблей. Таким образом, молодой солдатик, вернее, душа его, отправилась в райские кущи. Бандит снял с молодца бинокль. Захотел стащить и новые сапоги. Одна нога поддалась без труда, а вторая – никак. Атаман рванул обувь на себя со звериной силой, стянув не только сапог, но и чулок. У мертвеца обнажилась щиколотка и родимое пятно величиной с яйцо голубя. Вот он – самый неожиданный момент, который содержит в себе рассказ «Родинка». Шолохов (краткое содержание, надеемся, сохраняло интригу до самого конца) блистательно закрутил сюжет!

Атаман преобразился из злодея в безутешного отца и начал причитать: «Сынок. Николушка. Родной. Кровинушка моя. ». Затем, видимо, посчитав, что ничего уже не изменить, командир застрелился из маузера. Так заканчивается рассказ «Родинка». Шолохов написал его, а мы пересказали лишь краткое содержание.

Михаил Шолохов "Донские рассказы": краткое содержание рассказа "Родинка"

Весной 1905 года появился на свет будущий великий писатель Михаил Александрович Шолохов. «Донские рассказы», краткое содержание которых будет представлено ниже, являются непревзойденным шедевром, оставленным нам в наследство от автора.

Сюжет

Сюжет рассказа «Родинка» следующий: Николка Кошевой – восемнадцатилетний парень, является командиром полка и ведет борьбу не хуже любого бывалого вояки. Он – настоящий казак и сын казака. Автор приводит воспоминания парня о своем детстве, когда отец сажал его в пятилетнем возрасте на коня. Рано остался Николка сиротой. Мать умерла, отец пропал без вести во время Германской войны. Оставшись совсем один в 15 лет, ушел Николка к "красным".

Сильный и смелый юноша рано утром получает с нарочным приказ выезжать на захват банды в соседний совхоз. Приказы не обсуждаются, поэтому Николка собирается в дорогу.

Уже третий день уходит банда от погони отряда Кошевого. Состоит банда из пьяных бывалых солдат. Атаман их семь лет в родном краю не бывал. И плен пережил, и «туретчину», злой стал, черствый. Только боль душевную пытался залить самогоном.

Николка Кошевой, узнав от мельника, где засела банда, тут же направляется туда. Но атаман издали завидел молодого командира и прицелился. Выстрелил один раз, и лошадь упала под Николкой. Бежавший командир стрелял, а атаман, оскалясь, ждал, пока тот не потратит всю обойму. И вот тогда набросился атаман на командира и шашкой убил его. После этого убийца снял с трупа бинокль и сапоги. Но когда снимал, стащил и носки. Тут замерло сердце атамана. Увидел он на ноге Николки родинку с голубиное яйцо, ту самую родинку, какая была у его сына. Атаман убил себя выстрелом в рот. И сидел на его голове коршун-стервятник.

Особый подход

В этом краткое содержание. «Донские рассказы» Шолохов написал не столько для того, чтобы показать ужасы гражданской войны, сколько для того, чтобы явить людям выход из нее. Вообще, Михаил Шолохов из всех писателей, раскрывавших в своем творчестве темы коллективизации, гражданской войны, раскулачивания, отличался своим особым подходом к оценке событий и поступков людей. Не делает героев только положительными или отрицательными Шолохов («Донские рассказы»). Краткое содержание некоторых из произведений это подтверждает. Каждый со своей правдой, со своим жизненным взглядом. В первую очередь, писатель интересовался внутренним миром героя, а не тем, к Белому или Красному движению он тяготеет. Именно по этой причине мы не увидим оправдания самим автором «красных» или «белых» идей, жестокости и бесчеловечности. В этом весь Шолохов («Донские рассказы»). Краткое содержание, конечно, не позволяет увидеть весь глубинный смысл книги. Оно лишь раскрывает сюжет.

20-е годы – страшное время в жизни народа, ведь шла борьба не против иноземного захватчика, а шла война брата с братом, отца с сыном. Что может быть ужаснее? В книге мы видим страшные картины, наполненные кровью и ненавистью. Но даже сквозь них просвечивает что-то доброе, вера в лучшее будущее для страны. Писатель ненавязчиво объясняет читателю, что нельзя ничем оправдать нечеловеческие пытки, казни тысяч людей.

На примере конкретных героев мы видим трагедии целого народа по книге «Донские рассказы». Шолохов («Родинка» – произведение, рассматриваемое нами) очень проникновенно, так, что сжимается сердце, передает историю атамана, убившего собственного сына и не пережившего этой трагедии. Сцена понимания атаманом совершенного им ужасна. Он стонет, как израненный зверь, он тормошит убитого, называя его родненьким сыном.

Отношения между людьми

Картинами донского пейзажа, становящегося свидетелем кровавых убийств, начинает каждую из шести частей рассказа Шолохов. «Донские рассказы», краткое содержание которых уже было приведено, уходят еще глубже. Почему так потрясло это убийство атамана? Разве и раньше не делал он этого? Делал! Но убить сына – это другое. Отсюда Шолохов приходит к выводу: чтобы не было войны, чтобы люди снова жили в мире и согласии, они должны относиться друг к другу по-отечески, любить, как сыновей, как братьев.

Краткое содержание «Родинка»

Рассказ «Родинка» Шолохова был написан в 1924 году, и впоследствии вошел в цикл произведений «Донские рассказы», главной темой которых была гражданская война на Дону. В центре сюжета – трагические отношения отца и сына, стоявших по разные стороны баррикад.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Родинка» по главам.

Главные герои

Николка Кошевой – командир красного эскадрона, отважный 18-летний парень.

Атаман – пропавший в германскую войну отец Николки.

Другие персонажи

Лукич – старый мельник, давший красноармейцам наводку на банду.

Краткое содержание

Глава 1

На столе разбросаны патронные гильзы, уздечка, хлеб, баранья кость. Рядом сидит восемнадцатилетний « Николка Кошевой, командир эскадрона », и заполняет анкету. В соответствующей графе пишет – « Землероб. Член РКСМ ».

Николка крепок, широк в плечах, да и выглядит старше своих лет – « старят его глаза в морщинках лучистых ». Несмотря на юный возраст, за его плечами ликвидация двух банд, а также многочисленные схватки и бои, в которых он показал себя « не хуже любого старого командира ».

« Казак Николкин отец, а по отцу и он — казак », но память о нем почти стерта. В германскую войну отец пропал без вести, мать умерла. Тяжело было Николке одному – в работниках батрачил, пока не примкнул к красному полку. От отца же унаследовал Николка « любовь к лошадям, неизмеримую отвагу », да крупную родинку на левой ноге.

Читайте также  Появилось очень много папиллом

Глава 2

Квартирует Николка в хате, что « стоит на яру над Доном ». Ранним утром появляется взводный и сообщает, что « банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла ». Нарочный « скакал сорок верст, не передыхая », чтобы передать Николке приказ – срочно выдвигаться на подмогу. Во время сборов Николка устало думает о том, что уже « уморился так жить… Опостылело все… ». Ему бы отправиться в город учиться, а он должен сражаться с бандой. Но ничего не поделаешь – приказ есть приказ.

Глава 3

Уже трое суток уходит от преследования отряда Николки Кошевого банда, состоящая из « полсотни казаков донских и кубанских, властью советской недовольных ». Народ в банде отъявленный, « служивский, бывалый », но все же нервничает атаман, поглядывает на дорогу. Семь лет не бывал атаман в родных краях: поначалу был « плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские, и — банда ». За время лишений зачерствела у атамана душа, но на родной земле стала точить ее « боль, чудная и непонятная ».

Глава 4

Во дворе старого мельника Лукича появляются двое конных. Атаман, прикинувшись красным, выведывает у старика обстановку. Убедившись, что все чисто, атаман признается, что ликвидирует красных и приказывает Лукичу « зерна на семьдесят коней приготовить и молчать ». Мельник упирается – ему жаль зерна, который он собирал по крохам. Атаман угрожает ему расправой за пособничество красным.

Глава 5

На заре отправляется Лукич на хутор, чтобы пожаловаться красноармейцам на бандитов, потравивших все его зерно. Он сообщает Николке, что банда во главе с атаманов все еще находится на мельнице – « водки с собой навезли, лакают, нечистые ». Николка отдает приказ седлать лошадей.

Глава 6

Завязывается перестрелка. Увидев, как на него « скачет один и шашкой помахивает» юный командир, атаман хладнокровно прицеливается и стреляет. Под Николкой падает раненая лошадь, а сам он, схватив маузер, устремляется к атаману. Дождавшись, когда командир расстреляет всю обойму, атаман наотмашь рубит шашкой и убивает его. Атаман наклоняется, чтобы взять бинокль, да « сапоги снять хромовые с мертвяка ». С трудом сняв их, он видит на ноге, чуть выше щиколотки, знакомую родинку. Узнав в убитом командире единственного сына, атаман, « стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот… ».

Заключение

В произведении Шолохова показан весь ужас гражданской войны, ставшей трагедией для всего народа. В войне, где отец убивает родного сына, нет победителей и проигравших.

Краткий пересказ «Родинка» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Печальная судьба отца и сына» (по рассказу М.А. Шолохова «Родинка»). 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

Тип урока: формирование нового знания.

Цель урока: создать условия для определения учащимися отношения М. А. Шолохова к событиям Гражданской войны.

Задачи урока:

  • Обучающие:
  • расширить и углубить знания учащихся о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917–1922 годах; о взаимоотношениях различных политических сил и общества в годы Гражданской войны;
  • дать обзор по вопросу «Гражданская война в России, в искусстве»;
  • ознакомить учащихся с творчеством М. А. Шолохова;
  • познакомить учащихся с содержанием рассказа М. А. Шолохова «Родинка»;
  • обогатить лексический запас учащихся новыми понятиями;
  • формировать умения и навыки анализа художественного произведения с выявлением приёмов, языковых средств, передающих художественный образ героев и природы, эстетическое содержание рассказа;
  • развивать у учащихся рефлексию на прочитанное, используя описание собственных эмоций;
  • формировать навыки работы со справочным материалом;
  • формировать умение самостоятельно работать с текстом рассказа;
  • совершенствовать умения: связного высказывания, доказательства своей точки зрения; умение делать выводы;
  • Воспитательные:
    • на примере исторического материала и судеб героев рассказа "Родинка" проследить трагедию русского народа в 1918-1922 годах, помочь школьникам дать оценку гражданской войне и сформировать определённую гражданскую позицию по отношению к её трагедии;
    • формировать у учащихся мировоззрение о ценности жизни человека, о приоритетности общечеловеческих ценностей над идеологическими;
    • воспитывать нравственные качества: милосердие, преданность, любовь к своей семье, Родине, доброту;
    • воспитывать эстетические чувства, вкус, оценки, суждения;
    • прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе;
    • Развивающие:
      • развивать аналитические способности учащихся, их воображение, память, внимание, эмоции, связную монологическую и письменную речь;
      • развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение.
      • Методы обучения: индуктивный, исполнение, показ, рассказ, иллюстрация, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования,

        Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

        Оборудование урока: компьютер, мультимедийная доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: словарь рассказа «Родинка», музыкальное сопровождение: песня «Орлёнок».

        I. Организационный момент 1 мин.)

        – Ребята, урок начался отрывком из культовой советской песни «Орлёнок», написанной в 1936 году поэтом Яковом Шведовым на музыку композитора Виктора Белого. Эта песня стала символом мужества юных бойцов Гражданской войны.

        – Как вы думаете, ребята, о какой странице истории нашей страны пойдёт речь сегодня на уроке?

        II. Сообщение темы и цели урока – 0,5 мин.

        – Сегодня на уроке мы с вами обратимся к рассказу М. А. Шолохова «Родинка», посвященному событиям Гражданской войны. После изучения произведения мы должны будем ответить на главный вопрос урока «Как М. А. Шолохов относится к событиям Гражданской войны?»

        III. Повторение о Гражданской войне – 2 мин.

        – В каком году в России началась Гражданская война? Сколько времени она длилась? (Гражданская война в России началась сразу же после революции – в 1918 году. Продолжалась она вплоть до полного уничтожения повстанческих сил, до 1920-22 годов).

        – Как принято называть стороны конфликта? (После прихода к власти большевиков во главе с В.И. Лениным и установления диктатуры пролетариата началась борьба между вооружёнными формированиями большевиков и их сторонников (Красная гвардия и Красная армия), с одной стороны, и вооружёнными формированиями Белого движения, с другой. Главные стороны конфликта принято именовать «красными» и «белыми»).

        – Назовите причины вооруженного столкновения. (Для Красной армии подавление сопротивления их противников было единственной возможностью удержать власть в крестьянской стране. Для многих участников Белого движения — офицерства, казачества, интеллигенции, помещиков, буржуазии, бюрократии и духовенства — вооружённое сопротивление большевикам имело целью возвращение утраченной власти и восстановление своих социально-экономических прав и привилегий. Характерной особенностью Гражданской войны была готовность всех её участников широко использовать насилие для достижения своих политических целей).
        – Какие произведения искусства, посвященные Гражданской войне, вам известны? (Гражданская война – одна из печальных, трагических страниц в истории нашего Отечества. Она нашла широкое отражение в искусстве: многие художники пытались осмыслить, понять события тех лет. Их горькие мысли нашли выражение на страницах повестей и романов (Булгаков М. «Белая гвардия», 1924, Островский Н. «Как закалялась сталь», 1934, Пастернак Борис Леонидович «Доктор Живаго», 1945?1955, Фадеев А. «Разгром», 1927, Шмелев И. «Солнце мертвых», 1923),в кинематографе (Нахалёнок (Евгений Карелов, 1961), Неуловимые мстители (Эдмонд Кеосаян, 1966), Сердце Бонивура (Марк Орлов, 1969), Кортик (Николай Калинин, 1973) и др.), на живописных полотнах (Кузьма Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928), Исаак Бродский «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925), Фёдор Богородский «Братишка» (1932)).

        IV. Сообщение учащегося о творчестве М. А. Шолохове – 2 мин.

        Учитель: Почему М.А.Шолохов обращается к событиям Гражданской войны?

        Ученик: Родился М.А.Шолохов на хуторе Кружилин на Дону 11 (24) мая 1905 года. Автобиография Шолохова занимает полторы страницы: «родился в семье служащего торгового предприятия в одном из хуторов», «учился в Москве года два-три» и т.д.
        Герои произведений писателя – казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора.
        Перу М.А. Шолохова принадлежат «Донские рассказы» (1926) – произведения о столкновении белоказаков с красными, о братоубийственной борьбе на Дону. В этих рассказах одержимость классовым насилием вела к отцеубийству (Бахчевик), сыноубийству (Родинка), смертельной вражде между братьями (Коловерть). «Наука ненависти» заставляла соседей убивать друг друга за горшок щей и крынку молока (Алешкино сердце).
        Шолохов нес в литературу суровую, жестокую правду о Гражданской войне. В его изображении классовая борьба – война своих против своих, она рассекает семьи, разделяет отцов и детей. Разрушение родственных связей, классовая «червоточина», разъедающая семью, – тема, которая перекочевала из Донских рассказов в «Тихий Дон».
        Шолохов – автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они сражались за родину». Лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда.
        В разгар Гражданской войны М.А.Шолохов стал очевидцем трагических событий на Дону: на его глазах разворачивались военные действия между белоказаками и красными, велась борьба казаков за независимость, окончившаяся Верхнедонским восстанием.

        V. Работа со словарём рассказа – 0,5 мин.

        – Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с рассказом «Родинка». Для того чтобы представить образы, созданные в нем, понять, о чем идет речь, необходимо познакомиться со словарем рассказа. У вас на партах слова с объяснением их лексического значения. По ходу чтения рассказа обращайтесь к словам с целью выяснения значения непонятного слова. Слова представлены в той же последовательности, в какой они появляются в тексте рассказа. (Приложение 1)

        VI. Чтение рассказа подготовленным учеником и восприятие его учениками – 12 мин.

        Читайте также  Как вывести генитальные бородавки

        Ребята, вы прослушали рассказ, поделитесь впечатлениями от произведения: назовите положительные и отрицательные эмоции, которые вы испытывали во время слушания рассказа. Прокомментируйте одну из наиболее ярких эмоций.

        Таблица эмоций (на доске)

        Положительные эмоции Отрицательные эмоции
        симпатия презрение

        – Рассказ действительно не оставляет равнодушным: слушая его, испытываешь сильные эмоции, противоречивые чувства овладевают тобой. Этот рассказ написан мастером, проблемы, поднимаемые в произведении, для Шолохова являлись животрепещущими, потому столько емко и столь эмоционально повествование. Давайте разберемся в прочитанном: попытаемся понять поднимаемые в произведении проблемы, выявить авторское к ним отношение.

        VII. Анализ произведения – 10 мин.

        а) Беседа

        – Сколько композиционных частей можно выделить в произведении? (две части – Николка и атаман).
        – Каково соотношение этих частей? (Шолохов использует прием антитезы – противопоставляет двух героев Николку и атамана).
        – Какие приемы использует М. А. Шолохов для создания образов Николки и атамана? (портрет, речевую характеристику, взаимодействие с другими персонажами рассказа, пейзаж).

        б) Работа в группах – 6 мин.

        Используя вопросы, подготовьте рассказ о герое произведения.

        Вопросы для 1-ой группы:

        Образ Николки

        1. Найдите портрет Николки, как он помогает создать образ героя?
        2. Каковы отзывы о Николке его товарищей?
        3. Каково авторское отношение к герою?
        4. С каким чувством вспоминает Николка об отце? Каковы эти воспоминания?
        5. О чем мечтает Николка?
        6. Как меняется речь Лукича, когда он обращается к Николке?
        7. Какое символическое значение в добром отношении Николки к деду Лукичу?

        Вопросы для 2-ой группы:

        Образ атамана

        1. С каким зверем сравнивает автор атамана? Почему?
        2. Почему «зачерствела душа» атамана? Что рассказывает автор о жизни своего героя?
        3. Как характеризует атамана его речь?
        4. С какой целью автор подробно описывает состояние деда Лукича? С какой целью Шолохов в рассказе рисует эпизод расправы с дедом Лукичом?
        5. Как отзывается Лукич об атамане? Можно ли считать его слова – мнением народным о бандах?
        6. Какое значение имеет образ волка, показанного перед бегством банды?
        7. Почему атаман убил себя?

        Представление группами результатов исследования – 4 мин.

        1-я группа

        В рассказе создается образ молодого красноармейца. Ему 18 лет, он крепок и плечист. Настоящий казак. Товарищи с любовью и восхищением отзываются о нем (мальчишка еще, а сумел без урона ликвидировать две банды). Николка – командир отряда, хотя еще очень юн. Он неграмотен, чего стыдится, он мечтает учиться, когда закончится война. С любовью вспоминает он отца, казака, с детства приучившего его к казачьей жизни (сажал его отец на коня своего служивского). Отец пропал во время войны, а в память осталась у Николки родинка такая же, как и у отца. Рисуя образ Николки, автор испытывает двоякое чувство – уважения к храбрости воина, отеческой любви к нему (не случайно он называет его ласково Николка), а также сожаление, что лишен был детства Николка, не получил грамоты (учиться бы поехать…опостылело все…). Отряд Николки вызывает уважение жителей окрестных деревень, потому что они не отнимали последнее. И речь Лукича, обращенная к Николке, открытая, в ней звучит уважение («родимый», «любезный мой»). Это не случайно: она ответ Лукича на доброе отношение Николки. Такое отношение командира отряда к старику выражает авторскую мысль об уважении молодого поколения к старикам.

        2-я группа

        В рассказе создается образ атамана – человека ожесточившегося. Он прошел тяжелую школу жизни: воевал в германскую, был в плену, бежал, попал в банду. Автор несколько раз, рисуя атамана, говорит о волке. Шолохов сравнивает атамана с волком – осторожным, злым хищником, беспощадным. В речи атамана преобладают или фальшивые ноты «мы – красные, дедок», либо бранные слова «старая сволочуга», «вставай, старый». Такое обращение с Лукичом, в особенности эпизод, когда атаман приказал деду есть землю, говорит о потере человечности, полном обращении в зверя, в волка. Атаман не уважает старость, издевается над дедом. Ничего святого нет у этого ожесточившегося человека. Осуждение звучит в адрес атамана со стороны автора рассказа (это выражено словами Лукича, который с неудовольствием встречает банду, боится их), оно является выражением мнения народного – люди устали от бессмысленной и жестокой войны, пора вернуться к семьям и к земле. Шолохов показывает волка перед кульминационным моментом («волк выскочил на бугор, постоял и не спеша потянулся в лог»), чтобы подчеркнуть звериные черты в образе атамана: ведь банда разбита, нужно сдаться, атаман видит юношу, мчащегося на него, но нет сердца у атамана, нет жалости, как и нет возврата к прежней, мирной жизни. Потому и убивает себя атаман. Некуда возвращаться, он убил сына, то есть убил себя в нем.

        Учитель: Шолохов в рассказе противопоставляет не просто героев, а отца и сына? Противопоставление отца и сына усиливает трагизм происходящего. Самое страшное, что могло произойти в мире, это то, что отец стреляет в сына, а сын – в отца. Война вторглась в самое крепкое единение – в семью, разбила ее, развела в разные стороны. Разрушены кровные узы. Отец и сын могли бы жить в любви, вместо этого они убивают друг друга. Что может быть абсурднее: отец, когда-то подаривший сыну жизнь, теперь ее забирает, лишает жизни самое дорогое, что у него осталось на земле.

        VIII. Беседа об идейно-художественном своеобразии рассказа М. А. Шолохова – 7 мин.

        – Особая роль в рассказе отводится пейзажу. Найдите описание природы в рассказе. Какое значение имеет пейзаж в произведении?

        Пейзаж помогает создать образы главных героев.
        Описывая Николку, автор создает пейзаж, подобный юному герою: звонкий– «хрупкая тишина», нежный– «вишневый садик», усталый, подобно герою, рано состарившийся –«трава заплаканная, седая от росы».
        Пейзаж, сопутствующий атаману, создает образ осторожного, матерого зверя: «муть осенняя», «колеи, ветром облизанные».
        Автор создает картины донских степей, хлебного поля, ядреного колоса, чтобы передать боль от того, что казаки – мирное крестьянство – вынуждено отойти от земледельческого созидательного труда и заняться разрушением их же святынь «под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зерном».
        Перед кульминационным моментом – гибелью Николки – природа, словно живая, пытается остановить страшную минуту: «кто-то взвыл по-звериному», «солнце закрылось тучей», «упали тени». Шолохов использует прием олицетворения. Подобное изображение природы, сочувствующей героям, помогающей им, свойственно произведениям фольклора. Это подчеркивает тесную связь всего живого на этой земле.

        – В начале рассказа автор словами военкома говорит о Николке, что он счастливый, коли у него есть родинка. С какой целью вводится эта деталь?

        Словами военкома Шолохов хотел показать, что молодой Николка – будущее страны. Он должен быть счастливым, ведь вся жизнь перед ним. Но война нарушает естественное течение жизни, разрушает предначертанное судьбой – быть счастливым. Вместо этого Николка вынужден воевать, а он хочет учиться, в расцвете лет юноша гибнет, не познав жизни.

        – Почему Шолохов так подробно описывает эпизод гибели Николки, создается впечатление, что время останавливается?
        Гибель Николки – это кульминационный момент рассказа. Описывая данный эпизод, автор будто бы оттягивает страшный момент, он не может поверить, что случилось непоправимое. Время действительно останавливается, времени некуда идти – погиб сын, отец убивает будущее.

        – К какому выводу приходит писатель, заканчивая трагедией свой рассказ? (Шолохов считает, что семья – это основа мироздания, поэтому никакие благие цели не оправдывают сыноубийства, ничего в мире нет важнее и дороже жизни человека, а тем более жизни родного, кровно связанного с тобой человека).

        IX. Работа в тетрадях. Запись выводов по рассказу – 3 мин.

        – М. А. Шолохов считает, что Гражданская война – самая жестокая и кровавая война. В ней сражаются не просто граждане одной страны, некогда жившие в одном, едином государстве, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов, а подчас близкие люди. Самое страшное, говорит писатель, когда сын идет против отца, отец стреляет в сына. Это ведет к распаду семьи – главного союза, составляющего основу государства в целом. Автор утверждает, что с разрушением русских семей гибнет Россия. Поэтому для него – это величайшая трагедия всех русских людей. М. А. Шолохов осуждает политику, которая привела страну к Гражданской войне. Однако историю не перепишешь, утверждает писатель, главное, знать и помнить народную трагедию, дабы предотвратить повторение войны. В истории любого государства подобных страниц быть не должно: это разделяет семьи, разрушает связи между поколениями, губит нацию. Исчезают лучшие традиции, традиции, накапливаемые веками. Задача каждого ныне живущего сохранить, преумножить и передать последующему веками по крупицам собранное, чтить отца и мать, свою историю, гордиться своими корнями, своим Отечеством.

        X. Итог урока – 1,5 мин.

        Урок подходит к концу, подведем итог.

        – Какое историческое событие в центре внимания рассказа М.А.Шолохова?
        – Почему писатель героями произведения делает отца и сына?
        – Каково авторское отношение к событиям Гражданской войны?

        XI. Домашнее задание – 0,5 мин.

        Творческая работа (раскрыть тезис «Гражданская война – величайшая трагедия русского народа»). Прочитать рассказы М. А. Шолохова «Шибалково семя», «Алешкино сердце» и другие по выбору из цикла «Донские рассказы».

        XII. Оценка – 0,5 мин.

        1) Сообщения учащегося по биографии М.А.Шолохова;
        2) Выразительного чтения рассказа «Родинка»;
        3) Устных ответов учащихся в ходе урока.

        Adblock detector